Акустические системы

И снова о низком. Фронтальный бас

22-06-2017

САБВУФЕРНЫЙ КРОССОВЕР

Правило первое, вытекающее из вышесказанного: нельзя допустить проникновения в сабвуферный тракт сигналов с частотой, выше опорной, допустим, 70 Гц. Как этого добиться? Самый простой способ – отсечь вредные сигналы кроссовером усилителя. Предположим, в нашем распоряжении имеется ФНЧ первого порядка, и мы его настроили на 70 Гц. На выходе усилителя мы получим сигнал, в спектре которого будет содержаться полезный частотный диапазон и составляющие более высоких частот, но ослабленные по уровню. Насколько ослабленные? Например, уровень сигнала на частоте 140 Гц будет всего на 6 дБ меньше, чем на 70 Гц. К чему это приведет? Сабвуфер будет воспроизводить частоты, отведенные фронтальным динамикам, а это приведет к локализации НЧ-динамика. С увеличением порядка фильтра вероятность обнаружения низкочастотника будет снижаться, а оптимум зафиксируется при крутизне характеристики затухания 24 дБ/окт. Именно такие фильтры производители чаще всего устанавливают в сабвуферные усилители среднего и высокого класса.

Итак, запомним: чем ниже частота разделения фронт-сабвуфер и выше порядок фильтра, тем меньше вероятность локализации сабвуфера в багажнике. Отступить от этого правила, да и то ненамного, можно только в одном случае – если салон автомобиля невелик и, соответственно, компрессионный механизм возникновения звука начинается с частоты 90-100 Гц. Для того, чтобы определить верность настройки частоты среза, используйте музыкальную композицию. Включите сабвуфер без кроссовера;когда динамик перестанет воспроизводить мелодию записи (из него будут доноситься только глухие, нелокализуемые звуки), можно остановиться.

ВОЗМОЖНОСТИ ФРОНТАЛЬНЫХ АС

Как безболезненно снизить частоту разделения фронт-сабвуфер? Единственный путь – это использование фронтальных АС, способных воспроизводить как можно более низкие частоты. Однако возможности динамиков не безграничны и определяются типоразмерами: для 4-дюймовой головки нижняя граничная частота составляет обычно 150 Гц, для 5-дюймовой – 90 Гц, для 6-дюймовой – 70 Гц, а для 8-дюймовой – 45-50 Гц. Располагая такой информацией, можно предположить, что наилучшим образом поставленной задаче отвечает 8-дюймовый динамик, и именно его необходимо использовать. Это абсолютно верно. Но зачастую интеграция такого излучателя в автомобиль затруднена ввиду большой установочной глубины и конструктивных ограничений двери, так что от нее приходится отказываться. Для владельца среднеобъемного автомобиля это вполне простительно, но если вы устанавливаете аудиосистему, к примеру, в американский внедорожник, то идти на попятную ни в коем случае нельзя – в противном случае вы столкнетесь с проблемой локализации сабвуфера. Обратимся теперь к более привычным автомобилям. Какой типоразмер НЧ/СЧ-динамика необходим для вазовской «десятки» и ее одноклассников? Наиболее предпочтительный – 16 сантиметров, причем желательно по возможности выбирать наиболее басовитые динамики, это упростит достижение фронтального баса. Для автомобилей, близких по габаритам к «Оке» или «Таври», требования менее жесткие: вы можете выбрать 13-сантиметровые, но, как и в предыдущем случае, предпочтение необходимо отдать динамикам, способным играть как можно ниже.


Интересно:
 Что такое чувствительность динамика?
 Как выбрать автомагнитолу
 О пользе шумоизоляции
 Изготовление сабвуферов, секреты мастеров.
 Аббревиатуры, которые используются для обозначения различных характеристик автомобильной акустики

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Главная | Обратная связь | Карта сайта