Акустические системы

Разделение каналов в домашнем кинотеатре

29-05-2017

Рисунок 1.Четырехканальный формат Dolby Surround позволяет отследить перемещения объектов как по фронту (в экранной плоскости), и по глубине сцены (в зале), обеспечивая разделение информации между каналами на классическом аналоговом уровне (переходные искажения -35 дБ или около 1,5-2%). Домашняя реализация идеи в виде многочисленных версий декодера Dolby Pro Logic (Dolby Surround) быстро перекочевала в AV-peсиверы, AV-мини-системы и «театры в одной коробке». Основным источником программ стали записи кинофильмов на VHS-кассетах, для воспроизведения которых требовались и требуются до сих пор видеомагнитофоны класса Hi-Fi-Stereo. Однако борьба за повышение «иллюстративности» звуковой картины продолжалась, и в 1992 году вышел фильм Batman Returns, звуковая дорожка которого была записана в цифровом формате Dolby Digital (AC-3). В отличие от матричного кодирования Dolby Surround, здесь был впервые реализован режим полного разделения шести информационных каналов (конфигурация 5.1). Не вдаваясь в подробности, отметим, что в процессе подготовки звуковой дорожки используется алгоритм сжатия АС-3 и оборудование Dolby Labs., которое дает потрясающее разделение каналов (до -100 дБ!) Дело — не в предельных цифрах (— 100 дБ — это проникновение одной тысячной доли процента информации из одного канала в другие). Важно, что даже при -40-50 дБ (0,3-1%) любой слушатель отмечает куда более четкую, чем в Dolby Surround, локализацию мнимых источников звука, отслеживает не только пространственные макро-, но и микроперемещения. Сегодня формат Dolby Digital 5.1 — общепризнанный стандарт, руководствуясь которым звукорежиссеры во всем мире готовят многоканальные саундтреки практически ковсем кинофильмам. Домашнее кино переходит на цифровой носитель — DVD-Video, где звук Dolby Digital 5.1 также стал базовым. Соответственно вся современная AV-электроника в обязательном порядке комплектуется DD-декодерами. Как и в случае с Dolby Pro Logic, массовое производство цифровых чипов привело к удешевлению AV-продукции, которая еще вчера казались эксклюзивной. Появились универсальные декодеры цифрового звука 5.1-, 6.1- и 7.1-форматов (Dolby Digital Surround EX/DTS ES), вышла обновленная версия аналогового Dolby Pro Logic II...

Если фирмы-производители используют одинаковые алгоритмы и комплектующие (например, цифровые процессоры на больших интегральных схемах), то почему при прочих равных отличаются впечатления от многоканального звука разных систем? Как показывает практика, качество декодирования (глубина разделения и разброс значений, влияющий на симметрию) может меняться из-за особенностей топологии монтажных схем устройств, тонкостей согласования предусилителя с декодером, «завязок» по питанию цифровых и аналоговых цепей... Заметьте, мы не касаемся более значимых для слуха параметров настройки и усиления, акустики помещения и т.п. Подводя итог, попробуем проиллюстрировать нынешнюю ситуацию с разделением каналов в домашнем кинотеатре. Исследования переходных искажений параметр Crosstalk определялся в частотной полосе 20—20000 Гц для рабочих уровней сигнала) позволили выявить характерные величины и их отклонение для AV-аппаратуры, принадлежащей к разным типам и ценовым категориям.

Данные получены в лаборатории STEREO&VIDEO по единой методике при

тестировании AV-мини-систем, AV-ресиверов, «театров в одной коробке» и DVD-проигрывателей со встроенными декодерами. Высокое разделение каналов обходится дорого — факт (см. таблицу).


Интересно:
 Групповой тест комплектов домашних кинотеатров в одной коробке
  thx - теория и практика
 Домашние кинотеатры без проводов
 Hitachi dv-p788a
 ТНХ ultra & thx select

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Главная | Обратная связь | Карта сайта